Работа над конспектом и рефератом предполагает следующие этапы.
Прежде всего, необходимо определить область знаний, к которым относится текст (статья), сформулировать главную тему текста, цель автора. Затем следует проанализировать содержание каждого фрагмента (абзаца), выделяя относительно самостоятельные по смыслу, и на основании этих операций сделать краткую запись статьи. Так мы получим реферат.
Исключив из абзацев часть информации, которая детализирует, объясняет главную: авторские отступления, ссылки на других авторов, иллюстрации, примеры, не играющие особо смысловой роли в понимании содержания, получим тезисы. Тезисы можно разделить на главные и второстепенные.
Записав тезисы в логической последовательности, снабдив их примерами, мы получим конспект.
3. Знакомство с рекомендациями по составлению:
а) тезисов:
• не приводите факты и примеры;
• сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность, убедительность;
• изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы;
• полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на по лях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов);
• по окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.
б) конспектов:
• ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста;
• сделайте библиографическое описание конспектируемого мате риала;
• составьте план текста. Он поможет вам в логике изложения группировать материал;
• выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами;
• используйте реферативный способ изложения (например: «автор считает...», «рассказывает...»);
• собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на по лях;
• текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц;
в заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.
4. Знакомство с одним из видов учебно-исследовательских работ - рефератом.
Этапы работы над рефератом:
• формулирование темы, причём она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию;
• подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников);
• составление библиографии;
• обработка и систематизация информации;
• разработка плана реферата;
• написание реферата;
• публичное выступление с результатами исследования.
|